Вот смотрите. Сей обскурант заявляет, что
стоимость вообще не может измеряться непосредственно рабочим временем, равно как и денежное соизмерение товаров не может быть заменено соизмерением товаров по количеству рабочего времени, затраченного на производство соответствующих товаров[/b]
В действительности же стоимость всякого товара определяется ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ товара ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА равносильно определению его цены РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ, необходимым для его производства. Ведь ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА СОСТОЯТ: 1) из сырья и снашивания орудий труда, то есть из продуктов промышленности, производство которых стоило известного количества рабочих дней и которые, стало быть, представляют определённое количество прошлого рабочего времени; и 2) из непосредственного труда рабочего В ПОСЛЕДНЕМ производственном процессе, мерой которого тоже служит время.
Именно ВРЕМЯ, которое затрачивается на производство товара, СЛУЖИТ МЕРИЛОМ ЕГО СОИМОСТИ. В цене товара или в меновой стоимости его, выраженной деньгах, фиксируется (или кристаллизуется) то время, которое было вообще затрачено на его производство. Поэтому, чтобы вычислить меновую стоимость товара (или денежную цену товара), «мы должны к количеству труда, употреблённого в последней стадии производства, прибавить количество труда, предварительно вложенного в сырьё для товара, и труд, затраченный на оборудование, инструменты, машины и здания, необходимые для осуществления труда. Например, стоимость определённого количества хлопчатобумажной пряжи представляет собой кристаллизацию некоторого количества труда, присоединённого к хлопку в процессе прядения, количества труда, предварительно вложенного в самый хлопок, количества труда, воплощённого в угле, масле и в других используемых вспомогательных материалах, количества труда, вложенного в паровую машину, веретена, фабричное здание и так далее. Орудия производства в собственном смысле, как-то: инструменты, машины, здания, снова и снова служат в течение более или менее продолжительного времени в повторяющихся процессах производства. Если бы они изнашивались сразу, подобно сырью, то вся их стоимость сразу переносилась бы на товары, при производстве которых они применялись. Но так как, например, веретено изнашивается лишь постепенно, то делается средний расчёт, в основу которого кладётся средняя продолжительность существования веретена и его средний износ за определённый период, скажем за день. Таким путём мы исчисляем, какая часть стоимости веретена переносится на ежедневно вырабатываемую пряжу и, следовательно, какая часть всего количества труда, вложенного, например, в фунт пряжи, приходится на труд, предварительно вложенный в веретено. Для стоящей перед нами цели нет надобности останавливаться на этом вопросе сколько-нибудь подробнее.
Может показаться, что если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, то чем ленивее или неискуснее человек, тем бóльшую стоимость будет иметь произведённый им товар, так как тем больше рабочего времени потребуется для изготовления этого товара. Подобное заключение было бы, однако, печальным заблуждением… Говоря, что стоимость товара определяется количеством труда, вложенного в него, или кристаллизованного в нём, мы имеем в виду количество труда, необходимое для производства товара при данном состоянии общества, при определённых общественно-средних условиях производства, при данном общественно-среднем уровне интенсивности и искусности применяемого труда. Когда в Англии паровой ткацкий станок начал конкурировать с ручным станком, то для превращения определённого количества пряжи в ярд хлопчатобумажной ткани или сукна стала требоваться лишь половина прежнего рабочего времени. Правда, бедному ручному ткачу приходилось теперь работать 17-18 часов в день вместо 9 или 10, как было раньше. Однако в продукте 20 часов его труда теперь заключалось лишь 10 часов общественного труда, или 10 часов труда, общественно-необходимого для того, чтобы превратить определённое количество пряжи в ткань. Поэтому продукт 20 часов его труда заключал в себе теперь не больше стоимости, чем раньше заключалось в его 10-часовом продукте.
Итак, если меновые стоимости товаров определяются количеством воплощённого в них общественно-необходимого труда, то при всяком увеличении количества труда, потребного для производства товара, стоимость его должна увеличиваться, а при всяком уменьшении этого количества она должна понижаться.