именно здесь хотят бездоказательно, явно руководствуясь лишь соображениями "корпоративной солидарности" (интересно, хорошо ли в данном случае оплачиваемой?), вычеркнуть имя Олега Лаврентьева из истории создания советской водородной бомбы, тем самым, вместо восстановления исторической справедливости, только усугубить допущенную по отношению к нему, причём в довольно коварной форме и с нарушением моральных норм и этики научного мира, несправедливость.
Для начала - не заноситесь. К научному миру Вы не имеете никакого отношения и не Вам судить о его этике.
Далее, "вычеркивать имя Олега Лаврентьева из истории создания советской водородной бомбы" нет никакой необходимости - его имени в этой истории никогда и не было. О чем и свидетельствуют многочисленные приведенные здесь
документы. Из которых ясно, что все, что задним числом и необоснованно пытаются приписать Лаврентьеву, на самом деле было сделано до Лаврентьева, без Лаврентьева и на уровне, который Лаврентьеву был в принципе недоступен.
Лаврентьев занимает более чем достойное место в истории - как несомненный первооткрыватель идеи удержания плазмы полем. И приписывать ему еще и чужие заслуги - не стоит.
Прежде всего, хотелось бы увидеть хоть какое-то обоснование технического задания от 26 сентября 1950 года.
Любопытно будет взглянуть на дату появления этого обоснования. Видимо, из-за этой даты его и "припрятали"
А само "тех задание" тоже не опубликовано. Оно упоминается в слайде 29 в презентации
https://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/akc031029.ppt и больше нигде. В третьем томе опубликованных документом атомного проекта, который Алекспо и я много раз цитировали, этого "тех задания", по-моему, нет, сейчас еще раз посмотрю. И вряд ли может быть - "тех задание" на создание реального ядерного оружия публиковать запрещено согласно договору о нераспространении ядерного оружия (иначе Ким Чен Ын его переведет на северокорейский, подпишет и передаст своим Лаврентьевым для исполнения. Это Сахарова с Гинзбургом у Ким Чен Ына нет, а Лаврентьевых-то у него - хоть жопой жри). На мой взгляд, и так опубликовано чересчур много.
А причастен или непричастен О.Лаврентьев к появлению технического задания от 26 сентября 1950 года должно показать именно то расследование (на уровне специально созданной государственной комиссии), которого мы требуем.
Далее - это уже Ваши
интерпретации. Якобы это неопубликованное "тех задание" принципиально отличается от частично опубликованного постановления СМ СССР от 26 февраля 1950 г. Я этого совершенно не вижу, по-моему, отличий нет, особенно если рассматривать постановление вкупе со всеми предшествующими ему документами. Как то "Отчет" Харитона и Зельдовича, "Письмо" Завенягина и др в адрес Берии, "Письмо" Берии Сталину - не буду повторяться. Далее, на основании этих произвольных интерпретаций делаются произвольные
предположения. Якобы было какое-то отдельное "Обоснование" этого "тех задания", якобы дата этого "Обоснования" на что-то многозначительно указывает. Не говоря уже о том, что эти предположения абсурдны, безграмотны и полностью противоречат многочисленным опубликованным документам, но "выведенная" из этих предположений мифическая роль Лаврентьева в созданием водородной бомбы тем самым становится не более чем предположением.
"Байкой", в удачных терминах топикстартера.
P.S. А насчет "государственной комиссии", ВНИИЭФ (бывший КБ-11) является предприятием
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Поэтому публикации сотрудников ВНИИЭФ Гончарова, Бондаренко и др (которые не устанавливают вклада Лаврентьева и устанавливают вклад Сахарова и Гинзбурга) вполне выражают точку зрения государства на этот вопрос. Но, главное, именно эта корпорация будет решать, какие именно документы передать "комиссии" или дополнительно к имеющимся рассекретить, поэтому именно им принадлежит монопольное право на истину, пусть даже Вы считаете эту истину искаженной в "корпоративных" интересах. Возможно и искаженной, но в данном случае корпоративные интересы неотделимы от государственных.
P.P.S. Не будем забывать, что публикация Бондаренко, который опубликовал в УФН письмо Лаврентьева в ЦК и рецензию Сахарова, а также дал характеристику "бомбовой" части письма Лаврентьева, была
при жизни Лаврентьева. И его публичных возражений вроде как не вызвала. Все апологеты Лаврентьева ссылаются, насколько я понимаю, исключительно на две публикации Лаврентьева (препринт ИОФАН и статью в Сибирском физическом журнале) 1990х годов. То есть до статей Бондаренко и Гончарова, дезавуирующих, на мой взгляд, претензии Лаврентьева.