Все сейчас признали, что он является родоначальником УТС. Но посмотрите постановление СМ СССР от 5 мая 1951 г. http://ufn.ru/ru/articles/2001/8/s/, к которому даже его письмо приложено. Это постановление о начале работ по УТС. Там есть все те, кто украл у него эту идею, но там нет Лаврентьева и даже о нём нет упоминания. Вот это и есть та методология воровства и плагиата, которой так гордится академическая наука. А Алекспо есть полномочный представитель этой братии на форуме.
Это неверно.
Во-первых, Менде не умеет читать и понимать статьи, что очень печально для человека, являющегося д.т.н. Письмо Лаврентьева не прилагается к постановлению СМ СССР, они просто опубликованы в рамках одной статьи
Во-вторых, Лаврентьев не является родоначальником УТС. Письмо Лаврентьева возбудило интерес у руководства к этой теме, т.е. возможности получения электроэнергии на основе термоядерной реакции, за что ему честь и хвала (сама по себе идея тривиальна и витала в воздухе, и Лаврентьеву просто повезло, что он формально первый написал об этом). Но сами работы по УТС (МТР) с самого начала велись не на основе идей Лаврентьева. Поэтому никакой кражи идей не было. И в постановлении СМ указаны те, кто выдвинул идеи, легшие в основание проекта (в первую очередь Сахаров), а также те, кто возглавит определенные фронты работы. Понятно, что студент Лаврентьев, не обладавший ни образованием, ни нужными навыками, не мог ничего возглавить и ничем руководить. Одно дело сделать неподтвержденное никакими расчетами и оценками предложение, и совсем другое дело заниматься реальной научно-технической разработкой на государственном уровне. Лаврентьев в данной ситуации в принципе не мог быть упомянут в постановлении СМ СССР.
Я еще раз повторяю, Лаврентьев просто должен остаться в истории как человек первым официально заговоривший о получении электроэнергии на основе термояда.
Кто-то может спросить, а почему же никто до Лаврентьева об этом не сказал из ученых. Это элементарно объясняется. Все дело в разнице в статусе: серьезный ученый, отвечающий за свои слова, и любитель, который может говорить все, что угодно. Сама идея получения электроэнергии на базе термояда - очевидна. Ведь стали же сразу разрабатывать атомные электростанции. Поэтому я думаю в голове многих специалистов эта идея уже крутилась. Вот только высказывать они ее не спешили, поскольку не была получена практически сама термоядерная реакция. Ведь серьезный ученый должен не просто высказать идею, он должен подкрепить ее расчетами и оценками. А для них не хватало ни данных ни времени. Поэтому все ждали. Лаврентьев же не делал ни расчетов ни оценок, поэтому мог говорить что угодно, даже не дожидаясь реального получения термоядерной реакции. Поэтому он и опередил академиков.
Эта ситуация в чем-то аналогична Циолковскому. Понятно, что идея полета в космос посещала умы многих ученых, но они не могли предложить никаких реальных технических идей об этом, поэтому и помалкивали. Вот и опередил их любитель, который тоже реальных конструкций не создавал, но написал практически фантастические романы, и в общем-то угадал некоторые особенности будущих ракет.