“Мы разумѣем тут прямой, несложный и практическій фактъ убийства, оставляя в сторонѣ ту систему и обстановку, которую, на основаніи бывших процессовъ, желают установить при подобныхъ обвиненіяхъ и оформить ее въ виде какого-то положительного обряда.
Поэтому катаніе в бочкахъ съ гвоздями, обрѣзаніе, добывание крови именно для пасхальной мацы, … - все это вѣроятно, излишества, … не имѣющіе связи съ главным…
Судя по этому логически, имѣя въ виду одинъ лишь фактъ убійства христіанскаго ребенка, … неужели подобный фактъ, неужели убійство христіанскаго ребенка евреемъ немыслимо?...
Неужели сотни обвиненій подобнаго рода на евреевъ, еще со временъ Аппіона, и кончая сегодняшнимъ днемъ, - дѣло одного вымысла, одна клевета …?
Съ этимъ никогда не согласится наша совесть…
Ошибка правосудія могла повториться положимъ и пять, и десять, и даже двадцать разъ;
но трудно предположить чтобы та же ошибка повторялась сотни раз,
тѣм болѣе, что въ теченіи этихъ столѣтій евреи агитировали всѣми средствами, чтобы снять с себя навсегда это обвиненіе,
работали и еврейскіе и христианскіе ученые въ ихъ защиту, издавались даже свѣтскими и духовными, самодержавными правителями – буллы, декреты, патенты и привиллегіи для охраненія евреевъ отъ подобныхъ подозрѣній и обвиненій!...
И все какъ бы напрасно: и обвиненія, и подозрѣнія пережили эти буллы и грамоты; обвиненіе все еще живетъ въ памяти народной, и съ поразительно-тождественнымъ эхомъ отзывается въ наше время – то в Велижѣ, то в Дамаскѣ, то в Саратовѣ (гдѣ о евреяхъ никто прежде не имѣлъ понятія), то еще на дняхъ в Кутаисѣ, (гдѣ евреи совершенно особеннаго, воинственнаго типа)…
Не может же все быть тутъ одною ложью, выдумкою, клеветою, или слѣдствіемъ вражды и предубѣжденія - въ теченіи долгихъ и долгихъ столетий!“
Голицын Н.Н. Употребляют ли евреи христианскую кровь Замечания по поводу спора Н.И.Костомарова с проф.Д.А.Хвольсоном, 1879г.