Слушай, Антиглобалист!
В твоем посте ссылок не было. Так, что от собственных слов отказываешся. Это раз. Ты хоть прикинул на пальцах те цифры, которые приводиш? Смешно ведь! Самая лучшая субмарина имеет скорость около 40 узлов, это меньше 80 км/ч. И глубина погружения 600-700 метров. На километр и ниже исследовательские батискафы погружаются. Как теперь относиттся к твоим бахвальским утверждениям в остальных постах?
У вас только собственные рекорды регистрируются, а вот наш.
http://www.nworker.ru/news/2005/08/04/04-08-05_43.htm РЕКОРД ВЕКА4 августа 1985 года построенная в Северодвинске АПЛ "Комсомолец" установила мировой рекорд погружения для боевых подводных лодок - 1020 метров. Этот рекорд остается не побитым и по сей день.
- Да и вряд ли когда-нибудь будет повторен, - считает участник этого уникального погружения, бывший ответственный сдатчик "Комсомольца", известный инженер-ко-раблестроитель, лауреат Государственной премии Владимир Михайлович ЧУВАКИН, с которым мы встретились в "Северном рабочем" накануне 20-й годовщины установления рекорда.
Не способны повторить, по его словам, потому что никто в мире уже не может построить такой подводный корабль, как "Комсомолец". Так сваривать титановые корпуса могли только на Севмаше. Американцы пробовали, но отказались и изготавливают конструкции для подлодок из стали. А этот металл способен выдержать нагрузку только до 800 метров.
- А какие преимущества давала километровая глубина нашим подводникам?
- Обнаруживать чужие подлодки на большом расстоянии и намного раньше, чем попадут в зону обнаружения сами. Прежде чем сделать шаг в запредельную глубину, конструкторы еще на стадии достройки провели гидравлические испытания в док- камере. "Комсомолец" их выдержал. А потому, отправляясь 29 июля 1985 года из Западной Лицы в Норвежское море, и экипаж корабля, и мы, представители заводов и конструкторских бюро, были уверены, что все окончится благополучно. От Севмаша нас было несколько человек: ответственный сдатчик в моем лице, сдаточный механик Эдуард Петрович Леонов и старший строитель Владимир Борисович Авраменко, а также четыре слесаря-монтажника. ЦКБ "Рубин" представлял заместитель генерального конструктора Дмитрий Андреевич Романов. Старшим на борту был начальник походного штаба, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов.
В точку погружения "Комсомолец" шел без надводного сопровождения. Обеспечивала испытания подводная лодка этой же флотилии, с которой постоянно поддерживалась звукоподводная связь. Весь переход контролировался оперативными командными пунктами в Североморске и в Москве.
- 4 августа 1985 года мы прибыли в назначенную точку. Сразу "нырнули" на 300 метров, - вспоминает те утренние часы собеседник. - Потом, с остановками через 100 метров, погрузились на 600 метров. Тоже все в порядке. Настроение у всех рабочее и даже праздничное. До 800 метров опускались, делая на 3-5 минут остановки уже через каждые 50 метров. Тут уже запо-трескивали кое-какие прихватки и зазоры. Но они воспринимались нами как победный салют. Треск-то был явно не разрушающий, а обжимающий, да и датчики показывали проектные расчеты.
На этой глубине экипаж успешно отстрелялся торпедами, у которых вместо боезаряда головки были залиты бетоном. И тут депеша из Москвы: немедленно прекратить погружение. Позже узнали, что оперативный дежурный, определив по плановой таблице, что "Комсомолец" будет погружаться на километровую глубину, забил тревогу. Через час, когда в Главном штабе ВМФ разобрались, что такая задача и поставлена, экипажу разрешили продолжить погружение.
До километровой глубины опускались с остановками через 25 метров. И вот глубиномер зафиксировал предельную проектную глубину.
- Но мы на всякий случай приглубились еще на двадцать метров, - вспоминает ветеран атомного судостроения.- Малый глубиномер показал 1020 метров. Эту цифру внесли в вахтенный журнал, а также в другие документы. На рекордной глубине испытатели провели около часа. Проверили все корабельные системы, показания датчиков, работу передних и задних крышек торпедных аппаратов. Все работало.
Сдаточный механик Леонов тем временем набрал в 7-м отсеке бессчетное количество забортной воды, и все мы выпили ее кто сколько мог.
По возвращении в Западную Лицу эту воду забрал ЦКБ "Рубин". Питерцы изготовили для нее сувенирные колбочки, запаяли их, оформили медалькой, и каждый участник установленного рекорда получил ее на память. Свою колбочку я отдал в музей.
...За сорок лет работы на Севмаше у Владимира Михайловича накопилось впечатлений не на одну книгу. Да и как у мастера по водному туризму их у него предостаточно. Но установка мирового рекорда погружения остается одной из самых памятных.
Семен ТЮКАЧЕВ