Здравствуйте, уважаемые собеседники! Слушала ваш разговор. Мысль работает непрерывно, и кружится вокруг вопроса — откуда денег взять? И действительно, откуда? Детей-то мы не растили — зачем, будет же пенсия? И теперь бесконечно, как пикейные жилеты, обсуждаем и обсуждаем хитроумные схемы, считаем и пересчитываем — столько-то процентов туда, столько-то оттуда. Время от времени кто-нибудь горестно восклицает: «А может, вернуться к солидарной-то системе? Может, нас дети прокормят?!» ( имеются в виду чьи-то чужие дети). Но прочие, мигом вспомнив, что не только своих, но и чужих-то нет ( рождаемость 1,5 ребенка на женщину) — тотчас его обрывают : «Нет, нет! Пилите, Шура, пилите! Столько-то процентов туда, столько-то сюда!»
«Деньги должны работать, деньги должны работать!» - твердите вы заклинание.
А почему вы решили, что деньги вам должны — они что, нанимались?
И почему вы решили, что деньги вообще обладают этой способностью — работать, да ещё и на вас?
Следующий текст должен бы быть в теме «Синдром иждивенца», где обсуждается мировая экономика, но раз уж речь зашла , то -
«Деньги должны работать» -
повторяем мы друг за другом, и так сладко звучит — типа «Нам электричество сделать все сумеет». На самом деле — ДЕНЬГИ РАБОТАТЬ НЕ МОГУТ.
Я видела, как работает человек, как работает машина, но как работают деньги — никогда . И никто не видел (если вы видели — расскажите, как это происходит).
Мы просто закладываем деньги в некий черный ящичек, некоторое время ждем, потом открываем — а там либо ничего, либо процентики. В первом случае мы говорим «банкротство» или «дефолт», а во втором - «О, как сработали деньги!»
Но мы ведь не знаем, что происходило в черном ящичке. Мы НАФАНТАЗИРОВАЛИ, что деньги там работали, воспризводя себя из самих себя же — попробуйте представить себе это, да это же Бестиарий какой-то, какая-то дьявольщина!
И впрямь дьявольщина. На самом деле происходит вот что:
Вы (в дальнейшем будем называть Сударь Рантье) несете свои денежки в Банк. Банк вкладывает их в некую Фабрику . Для простоты предположим, что Фабрика одна, и она производит все на свете товар (в дальнейшем называем Мировая Фабрика), и на ней работает все население (будем называть Население). Глобально — так оно и есть. Что делает Мировая Фабрика? Она как раз работает, произведя Товар. Потом этот Товар она должна продать — Населению (больше некому). Сначала она выплачивает Населению Зарплату, а потом должна получить с него деньги за Товар (назовем Доход), чтоб с этого Дохода выплатить вам, Сударь Рантье, ваши проценты ( а заодно и жить самим — ведь Мировому Фабриканту тоже надо что-то есть).
При этом , по нашему, Доход должен быть БОЛЬШЕ Зарплаты!! Каким образом?! Население же не может дать больше денег, чем ему выдали в виде Зарплаты! У него же нет права печатать свою монету, оно есть только у государства.
Таким образом, если на каком-то этапе не вмешивается Государство со своим печатным станком — все немедленно летит к черту. И оно вмешивается — печатает сколько надо, и колесо крутится дальше — вот ТАК увеличиваются деньги, путем печатания, а никакой ни работы.
Ну, не могут деньги работать, они всего лишь средство передвижения, как рельсы, канал, или портал , который то открывается, то закрывается. И все время требуют станка, как рельсы обходчика, канал — воды, а портал — швейцара.
А что будет, если не подпечатывать денег, может ли выжить такая система? Да, может, в одном случае — если Население заплатит за Товар всеми своими деньгами плюс Натурой. Произведет что-то сам, у себя дома, и принесет Мировому Фабриканту в оплату за Товар. Вырастит клубники, налепит пельменей, наткет полотна — и все ему , Фабриканту. А уж тот с этого Дохода плюс Натуры расплатится и с Банком, и с вами, Сударь Ростовщик.
Таким, образом, чем больше база натурального, безденежного хозяйства, тем устойчивее денежная экономика.
Должны они быть — эти дедушки, вырастившие клубнику, эти тетки, накопавшие картофель, эти дядьки, кладущие кирпич на кирпич у себя на даче — без этого все лопается сразу.
На житейском уровне это понятно: когда бабушка будет сидеть с внуком за деньги, а жена варить обед за вознаграждение — семья рухнет. Просто потому, что нет таких денег, чтоб им заплатить. И в семье все держится на этих мамашах, совершенно бесплатно стирающих кучи белья и пеленок, на этих папашах, совершенно задаром ведущих в турпоход своих и соседских.
Когда денежные отношения становятся всепроникающими, экономика рушится. И это относится к ЛЮБОЙ денежной экономике — капиталистической, социалистической, рабовладельческой. Не наблюдаем ли мы сейчас нечто подобное?
(Есть, правда, ещё вариант — если Население эти деньги где-нибудь завоюет или украдет — но этот военный вариант мы пока не рассматриваем).
Вывод : не будут деньги на вас работать — нет у них такой способности, работает только печатный станок, но плоды его трудов вам не достанутся (или крохи).