Объясните мне, пожалуйста, как оснащённые деревянными пилами советские специалисты смогли создать ракетно-космическую технику, которая и сечас 40 лет спустя является единственным средством доставки космонавтов на МКС? Как смогли создать "Зонды" и орбитальные станции? Как опередили американцев в стыковочной технике, если через 20 лет после ЭПАСа В.С. Сыромятников читал американцам лекции, как делать стыковочную технику.
И, наконец, присовокуплю мнение самого Сыромятникова о том, чему смогли научиться советские специалисты у американцев по итогам ЭПАС:http://lib.rus.ec/b/346073/read#t48
2.21 ЭПАС. Подводя итоги
Насколько я могу судить по результатам, полученным остальными рабочими группами, ни управленцы, ни связисты, ни СОЖевцы не почерпнули у американцев ничего радикально нового и не вынесли из самого ЭПАСа такого, что существенно повлияло бы на технику отечественных систем
Если сможете, то я скорректирую своё мнение. С уважением! А. Попов
Штырь-конус
Все вы знаете, что в технике под соединением типа "папа–мама" понимается вариант, когда на одном конце — штырьки(папа), а на другом — дырочки(мама). Классический случай — вилка и электрическая розетка.
В космической технике первым способом стыковки кораблей тоже был "папа–мама", точнее, "штырь–конус". Вот что пишет энциклопедия космонавтики:
Внешне корабли отличались только конфигурацией стыковочного узла: "активный" имел форму штыря, а "пассивный" — конуса. В процессе стыковки "активный" корабль, приблизившись к "напарнику", направляет штырь в ответный конус, после чего они плотно стягиваются, образуя единый комплекс. Стыковочный агрегат так и назывался — "штырь–конус".
И вот руководство СССР и США задумало осуществить стыковку "Союза" и "Аполлона", дабы продемонстрировать, что, несмотря на холодную войну, обе страны могут осуществлять крупные совместные проекты. Бывший сотрудник Особого отдела при Центре подготовки космонавтов, а ныне мэр Звёздного городка, Николай Рыбкин в своей книге Записки космического контрразведчика пишет, что в процессе переговоров встал вопрос — какой же корабль будет "папой", а какой — "мамой"? Дело, как вы понимаете, политическое. В итоге был разработан Андрогинно–периферийный агрегат стыковки (АПАС). Обе стороны АПАС могут выполнять активную или пассивную роли. При стыковке направляющие лепестки выдвинутого активного элемента и втянутого пассивного элемента соединяются для выравнивания. Кольцо держит направляющие сдвинутыми в направлении замков активного элемента с захватами пассивного.
Впрочем, ни о каких политических проблемах в этом вопросе непосредственный участник программы "Союз–Аполлон" В. С. Сыромятников не пишет. По его словам, причина создания нового типа стыковки была другой —
"Уж коли серьезно решать главную задачу первого в истории совместного полета, то надо постараться создать конструктивный принцип, который послужил бы прообразом и основой для стыковочных устройств будущих кораблей и станций, заложить своеобразный технический фундамент для международного сотрудничества по освоению космического пространства…
Существовавшие стыковочные Устройства обеих стран обладали, как вы уже знаете, двумя основными техническими недостатками.
Во–первых, они не андрогинны, иначе говоря, созданы таким образом, что один из них может быть только активным, а другой – пассивным. Кстати, термин «андрогинный» был позаимствован из мифологии: андрогинами назывались двуполые существа.
Во–вторых, центральная часть устройства, где надлежит быть туннелю для перехода из корабля в корабль, занята стыковочным механизмом и конусом; значит, чтобы образовать туннель, пришлось бы частично разбирать агрегат. Это очень усложняет и удлиняет операцию стыковки и перехода из корабля в корабль. Устранить эти недостатки можно, сделав стыковочное устройство активно–пассивным, или андрогинным, и, кроме того, периферийным, то есть стыковочный механизм расположить по периферии стыковочного шпангоута. Тогда место для туннеля остается свободным.
Именно таким стал новый агрегат стыковки – андрогинным и периферийным, или сокращенно – АПАС.".
Может быть, конечно, политический фактор в этом деле действительно роли не играл и контрразведчик Рыбкин ошибается. С другой стороны — космос в то время был важным фактором политики и пропаганды. Сами понимаете, как могло руководство СССР и США допустить, чтобы их корабль был "пассивным"? Совершенно невозможно с политической точки зрения.
На КДПВ — модель АПАС. Институт космических исследований АН СССР. Октябрь 1972 года.