Вованкс, строго в соответствии с теорией надежности - чем сложнее система, тем она менее надежна. Уже при двухпусковой схеме добавляются дополнительные операции, а часть операций удваивается, при многопусковых - еще больше. Причем при неудаче на любом этапе миссия становивится импосибл
Вы теорию вероятности учили по журналу "Мурзилка"?
Вау, для отражения атаки на аферу со стороны противоречий с теорией надёжности подтягивается тяжелая артилерия. Которая тоже пробует стрелять дерьмом, ибо совершенно осознанно перекручивает и рулит в страну Наоборотию.
Такое впечатление, что на данный случай поцаны получили задание, КАК отстреливаться. Поскольку логично совершенно чёткую формулу опровергнуть нельзя, они начинают выёживаться, у кого лучше получится абсурд.
Для остальных вкратце повторю, в чём состоит главный прикол однопусковой схемы. Согласно этой схеме, все астронавты сразу переходят в покойники, если происходит сбой на ЛЮБОМ из ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ этапов экспедиции. Иными словами, для успешного завершения всей экспедиции ПО ОДНОПУСКОВОЙ схеме нужно, чтобы успешными были все последовательные её этапы, которые при данной схеме невозможно ничем подстраховать. Например, лунный модуль отказался стартовать с Луны. Всё, пипец. Идём дальше.
Как посчитать вероятность успешного исхода такой экспедиции. Согласно теории надёжности (частного случая теории вероятностей) вероятность успешного завершения всей экспедиции по однопусковой схеме равна произведению вероятностей успешного завершения всех её последовательных частей. Т.е., всё будет хорошо, если:
- будет произведён успешный старт ракеты Сатурн-5
И
- успешно отработает первая ступень
И
- первая ступень успешно отделяется
И
- вторая ступень успешно начинает работу
И
- вторая ступень успешно отрабатывает положенный импульс
И
- после вывода на орбиту Земли все системы работают нормально
И
- происходит успешное включение и отработка третьей ступени ровно положенное время
И
- за время полёта к Луне всё абсолютно нормально
И
- при подлёте к Луне системы ориентации не дают сбоев и происходит точно рассчитанный импульс, чтобы выйти на орбиту вокруг Луны
И
- на орбите вокруг Луны происходит перестыковка (!) комплекса, успешно ессно
И
- лунный модуль отстыковывается успешно
И
- ЛМ испускает точно выверенный импульс для гашения скорости для посадки
И
- ЛМ в полуручном режиме успешно садится на Луну
И
- астронавты успешно выходят на поверхность, делают все дела и за это время ничего плохого не происходит
И
- астронавты залезают внутрь и все системы работают нормально
И
- успешный старт лунного модуля с платформы с поверхности Луны В ТОЧНО ЗАДАННОЕ время
И
- точно положенное время отработка двигателя для выхода на орбиту Луны
И
- успешная серия манёвров по сближению с КМ, находящимся на орбите Луны
И
- успешная стыковка ЛМ с КМ на орбите Луны
И
- успешное включения и точно выверенный импульс двигателей для разгона к Земле
И
- за время путешествия ничего плохого не случается
И
- отстыковка спускаемого аппарата при подлётё к Земле успешна
И
- сверхточное входжение в атмосферу со второй космической скоростью, чтобы перегрузки не превышали 12G
И
- разгерметизации при спуске и других неприятностей не происходит.
Фу-у, приехали. Теперь посчитаем.
Собираясь дико польсьтить НАСА, я принимаю надёжность каждого этапа (даже тех, которые невозможно было никак промоделировать на Земле), равным аж 90%. Т.е., пусть себе будет так, что лишь каждый десятый раз произойдёт существенный сбой, не позволяющий выполнить последующий этап. Тогда мы имеем (см.список этапов):
0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9х0.9 = 0.079766...
Получается, что при такой сверхнадежности всех основных систем (90%) при однопусковой схеме вероятность вернуться живыми не превышает 8%. Это один раз. А они говорят, что сумели шесть раз! Ну и конечно, надёжность всех систем 90%, это знаете ли...