Из сказанного явствует, что без полного доверия к выборным солдатским организациям, без абсолютного проведения принципа выборности начальства солдатами не может быть социалистической армии. Кроме этого надо знать ещё вот что:
В социалистическую «армию-школу», слитую с организованными при заводах и фабриках отрядами вооружённых рабочих, должен был зачисляться каждый гражданин, способный носить оружие, на время, необходимое для обучения ремеслу солдата. После обучения требовалось формировать из этих людей хорошо организованные территориальные кадры запаса с тем, чтобы каждая административно-территориальная единица имела свой батальон, составленный из людей, знающих друг друга, объединённых между собою, вооружённых, снаряжённых и готовых к выступлению в 24 часа (см. Ф. Энгельс, «Письмо организованному Комитету Международного праздника в Париже» [см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI ч. I, партиздат ЦК ВКП (б), 1937 г., стр. 293-294]).
Из истории мы знаем, что на первых этапах революции Красная Армия рабочих и крестьян создавалась на добровольческих началах, но когда летом 1918 года разразилась гражданская война и началось нашествие иностранных интервентов, было принято решение о создании регулярной армии, численность которой была доведена до 5 миллионов человек (в начале революции она была вообще больше 10 млн.). В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской революции советская республика признала обязанностью всех граждан республики защиту социалистического Отечества и Конституцией от 10 июля 1918 года установила всеобщую воинскую повинность. Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей. Но это, как мы уже знаем, нисколько не противоречит первоначальным основам марксизма. Красная Армия должна была служить «школой» по обучению военному делу трудящихся. Эти «школы-армии» нужны для того, чтобы после окончания определённого срока обучения военному делу рабочие могли обращаться с оружием и исполнять после отбытия трудовой повинности функции ликвидированной гестапо, то бишь охранять в свободное от работы время общественный порядок и осуществлять контроль над производством и распределением продуктов и таким образом осуществлять свою пролетарскую диктатуру.
Мы ясно видели, что в марксистско-ленинском учении о государстве речь идёт не о том, чтобы вообще ликвидировать армию (в капиталистическом окружении это невозможно сделать), а о том, чтобы СЛИТЬ её с поголовно ВООРУЖЁННЫМ народом. В «государстве-коммуне» вооружённые отряды рабочих создаются Советами и фабрично-заводскими комитетами при каждой фабрике и при каждом заводе. Именно они вместе с солдатами осуществляют охрану общественного порядка и т. д.
«Участие солдат в милиции есть вопрос разрушения стены между армией и народом. Это – вопрос разрыва с проклятым прошлым «казармы», в которой отдельно от народа, против народа «натаскивали», дрессировали, муштровали особый слой граждан, с «прямыми назначениями» служить только военной профессии. Участие солдат в милиции есть коренной вопрос перевоспитания «солдат» в граждан-милиционеров, перевоспитания населения из обывателей в вооруженных граждан… Участие в милиции есть одно из важнейших и коренных требований демократии, одна из наиболее существенных гарантий свободы. (Добавим в скобках, что нет более верного пути к повышению чисто военных способностей и военной силы армии, как замена постоянной армии всеобщим вооружением народа, обучение народа солдатами; во всякой истинно революционной войне был применяем и будет применяем этот способ.) Немедленный, безусловный, повсеместный приступ к организации всенародной милиции, к всестороннему развитию участия солдат в милиции – вот насущнейший интерес и рабочих, и крестьян, и солдат, всего огромного большинства населения, большинства, не заинтересованного в охране прибылей помещиков и капиталистов» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 24, изд. 4-е, стр. 350-351 или см. В. И. Ленин, ПСС, т. 32, стр. 64-65).