особенностей стратосферы и этих высот. Поэтому овладению высотами порядка 100 километров и выше должно предшествовать систематическое изучение этих высот посредством специальных высотных аппаратов, посылаемых на указанные высоты не только с саморегистрирующими приборами, но и с человеком. Помимо авиационных целей, исследование атмосферы на высотах порядка 100 км и выше имеет исключительно важное значение, так как способствует решению многих, ставших актуальными, проблем астрофизики, космических лучей, биофизики и ряда других областей науки. В частности, может быть, на этих высотах лежит разгадка и многих тайн атомного распада. Актуальность этих проблем так велика, что такие технически передовые страны, как Америка и Англия уже приступили к широкому развёртыванию работ в этом направлении.
Об исключительной научной значимости проекта нами было получено заключение академиков Л.А. Орбели, Н.Д. Папалекси, В.Г. Фесенкова и докторов В.В. Стрельцова и Н.П. Вернова. Это заключение с просьбой поддержать нашу инициативу и согласием принять участие в научно-исследовательских работах, связанных с проектом, было изложено указанными учёными в письме на имя президента Академии наук СССР С. И. Вавилова....
Наш проект имеет все предпосылки к тому, чтобы в ближайшие сроки быть реализованным, но для этого необходима исключительная оперативность.
23 марта 1946 года мы подали его на имя министра авиационной промышленности СССР тов. М.В. Хруничева.
12 апреля 1946 года проект был рассмотрен экспертной комиссией министерства под председательством академика С.А. Христиановича, заключение которой в настоящее момент находиться на утверждении заместителя министра.
Мы знаем, что заключение комиссии положительно, задержка же за утверждением проекта, очевидно, объясняется тем, что Министерству авиационной промышленности с его достаточно высокой технической культурой производства как раз под силу эта задача, при условии, конечно, что частичная помощь будет оказана и другими ведомствами.
Для того чтобы реализовать проект первой высотной ракеты необходимо провести ряд мероприятий, главнейшими из которых являются следующие:
1. Организация при Министерстве авиационной промышленности высотной ракетной лаборатории на базе сектора филиала № 2 НИИ № 1, руководимых инжинером Тихонравовым и инж. Чернышовым, состоящими из отделов двигателей, конструкторского и топливного и имеющими свой опытный завод.
2. Перевод в высотную ракетную лабораторию с завода № 70 Министерства сельскохозяйственного машиностроения П.В. Мосолова, одного из авторов проекта, вместе с возглавляемым им конструкторским бюро.
3. Поставка межведомственной комиссией по изучению и освоению немецкой ракетной техники из Германии двадцати штук объектов ФАУ-2 с увеличенными баками, в соответствии с техническими условиями высотной ракетной лаборатории, двух стендов для испытаний и всех приспособлений для перевозки и пуска объектов.
Дорогой товарищ Сталин, благодаря недальновидному руководству ракетной техникой людьми, которым в прошедшие годы это доверялось, мы многое упустили в этой области. Обидно и больно будет упустить возможность приоритета нашей Родины в осуществлении первого ракетного полёта человека вне атмосферы и превых исследований по разгадыванию тайн космоса.
Это тем более будет обидно, что приоритет в создании теории ракетного летания принадлежит нашей стране и был в своё время завоёван нашим великим учёным К.Э. Циолковским, завещавшим свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям партии большевиков и советской власти.
Изложенное в силу громадного научного, политического и общественного значения вопроса, а также исключительных перспектив, являющихся следствием дальнейшего, уже продуманного нами, развития проекта, заставляет нас, товарищ Сталин, обратиться к Вам с просьбой о помощи в деле развёртывания работ, направленных к росту славы нашей Родины и расширению горизонтов науки.
Приложения:
1. Копия письма на имя президента Академии наук СССР тов. С.И. Вавилова.
2. Общий вид "Высотной ракеты - 190".
3. Общий вид кабины этой ракеты при спуске.
По поручению авторов высотной ракеты - 190.
Инженер-полковник Тихонравов М.К.
Инженер-полковник Чернышев Н.Г.
Московия том. 2 изд. "Московский писатель" Москва. 1997 год. (страница 195)