вот добросовестная критика отношения Маркса к религии
https://stavroskrest.ru/content/karl-marksесть на что опереться
1. опора на Фейербаха
• «человек есть высшая сущность для человека»
• «человек создал религию, а не религия человека»
• религия есть «фантастическое отражение в разуме человека внешних сил, господствующих в его повседневной жизни, отражение, в котором вполне земные силы принимают форму сил сверхъестественных» (ibid., 147). Бог есть проекция человеческого воображения. Бог не создавал человека по Своему подобию; это человек создал по своему подобию Бога.
2. «Фейербах, — рассуждает Маркс, — не видел, что “религиозное чувство” уже само по себе есть социальный продукт».
Люди отравляются наркотиком религии, «потому что в этом мире человек не может обрести уверенности в своей полной самореализации и всестороннем развитии, [поэтому] он ищет утешение в воображаемой картине другого, более совершенного мира».
Религия не отомрет немедленно, как только восторжествует социализм. Поскольку религия есть лишь отражение реального мира, она не исчезнет до тех пор, когда «практические взаимодействия в повседневной жизни дадут человеку не что иное, как вполне постижимые и разумные взаимоотношения с его собратьями и с природой». Чтобы не осталось религии, должна сначала реализоваться коммунистическая гармония.
«реальная сущность человека — это тотальный итог его социальной сущности»
а вот дальше критики переходят к своим выводам и здесь явно обнаруживается их позитивизм и непонимание диалектики
3. Марксистской этике присущ релятивизм, утилитарность и коллективизм.
• Релятивизм - это следствие смерти Бога, как абсолютного существа. Все нравственные заповеди и максимы становятся относительными.
• Утилитаризм - следовательно - мерой нравственности выступает только польза для построения коммунистического общества.
• Коллективизм - коллективное выше личного, общественное выше коллективного и государственного.
Полезный конспект.
___________________
выше я представил Бога и высшие силы как более высокие уровни естественной целостности общества, всего живого, всей Земли, Солнечной системы, Галактики, Вселенной
идеализация и человеческое восприятие этих уровней и есть высшие силы
и тут само собой встает вопрос о материальности и некоторой автономности этих сил
например, имеет ли стихийная энергия масс/толпы свою волю и свою цель?
или, насколько объективны видения Бога?
_______
Релятивизм - это хитрая интеллектуальная попытка принизить диалектику и общественный идеал (тоже суть высшая сила, которая порождается и проявляется всем человечеством - природой, удачей, любовью, умейцами, талантами, гениями, мастерами). Исус говорил - не человек для субботы, а суббота для человека. Это относится и к законам - если закон мешает лучшей жизни, он должен быть изменен. Никакого релятивизма здесь нет. Это прогресс к лучшему. Как нет релятивизма в самой диалектике - там всеобщие связи и всеобщее единство-воля-идеал....
Утилитаризм - здесь тоже попытка подмены. Дескать а как насчет грязных средств? как же со слезой ребенка? как же с заповедью не убий?
Словно не было веков церковного варварства, беспощадных религиозных войн, сожжения заживо тысяч еретиков и иноверцев...
Здесь нужна просто самая общая этика как основание марксизма.
Рационально-вероятностный подход как основание диалектики.
И нет там никаких проблем, кроме конкретных.
Если с вами воюют - надо воевать. А на войне цели оправдывают средства.
Но в мирное время должен править гуманизм и правила лучшего общежития.
Коммунизм объективная категория. Он присутствует с начала времен. Это отношения в общине, отношения в семье, в хорошей компании, в дружном предметно-целевом коллективе. Но он поначалу подчиняется другим категориям-формациям - лидерному элитаризму и рациональной демократии.
Так что не надо искать противоречий с заповедями божиими и коммунизмом. Надо искать более точное их выражение: не возвышай себя, не унижай другого, не ври, не ругайся, не насильничай, не безобразничай/не подличай/не жульничай, не воруй, не убий.
«Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит — после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения — в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики.» Маркс. К критике гегелевской философии права.
То есть надо совершенствовать законы и систему правосудия, в том числе этическую превентивную ее часть.
И любовь, созидание, разум, кооперация тоже остаются в числе всеобщих максим.
Коллективизм. Это общая проблема международной академической науки. Человек существо общественное и природное.
http://pro3001.narod.ru/marx/1_logika_2.htm