В этот раз чуда не случилось... - переложить всю вину за разгром PQ-17 на англичан, не удалось.
Ч. Росскилл "Флот и война" Т 2. стр. 128 в переводе и 136-140 у мелкобритов.
..."Из Германии все еще не поступило разрешение Гитлера на выход тяжелых кораблей; но Редер приказал «Тирпицу» присоединиться к карманным линкорам в Альтенфиорде, чтобы не терять времени, если будет получено одобрение фюрера. Основная часть "флота метрополии" не была замечена с самого начала 3-го, так что действовало ограничение, введенное Гитлером, запрещающее использование линкоров, в то время как местонахождение наших авианосцев было неизвестно, оно все еще оставалось в силе. Редер решил, что "больше не может", и немецкие корабли оставались в Альтенфиорде до полудня
5-го. Давайте теперь посмотрим, что было в Адмиралтействе в то время.
С 1 по 4 июля несколько "Каталин" из эскадрильи № 210 вылетели на север России, совершая очень тщательную разведку у норвежского побережья. Непрерывное патрулирование этими и самолетамииз метрополии было организовано в критический период прохождения конвоя. Однако, из-за аварии самолета в 11:00 до 17:00 часов 4 июля при воздушном патрулировании произошел разрыв, и вполне вероятно, что "неопределенность, возникшая в результате этого сбоя, повлияла на последующие действия Адмиралтейства". Во второй половине дня 4 июля наша разведка предположила, что, хотя не было никакого подтвеждения фоторазведки, "немецкие военные корабли покинули Вестфиорд", и была «относительная уверенность», что "Шеер" и "Лютцов" были в Альтенфиорде. 3 апреля в 2 часа дня не было никаких известий о "Тирпице" и "Хиппере", когда стало известно, что они покинули Тронхейм. Таким образом, к полудню 4-го все четыре тяжелых корабля, "возможно, находились в море", готовясь к атаке на конвой, и в это же время, стало известно, что "наша дальняя воздушная разведка временно потерпела неудачу". Беспокойство, которое такое положение вещей должно было вызвать в Лондоне, легко понять.
Примерно в то время, когда PQ 17 отражал атаку торпедоносцев (8:30 вечера 4-го числа), Первый Морской Лорд созвал совет, на котором были полностью обсуждены различные варианты. К тому времени, было известно, что "Тирпиц" присоединился к "Шееру" в Альтенфиорде, и поэтому, считалось, что атака надводного корабля может произойти в "любое время после 2 часов утра следующего дня". "Военно-морскому штабу казалось", что это может привести только к встрече с крейсерами адмирала Гамильтона, с конвоем и его эскортом. С другой стороны, конвою еще предстояло пройти 800 миль, и вражеским самолетам и подводным лодкам было бы намного легче, если бы конвой был рассредоточен. Атака надводными силами была признана самой сильной из этих двух опасностей, и вскоре после 9 часов вечера был отправлен сигнал адмиралу Гамильтону «Весьма срочно. Крейсерским сила идтина запад на большой скорости». В 9:23 последовал приказ «Срочно. Из-за угрозы надводных кораблей
конвой должен рассредоточиться и следовать самостоятельно в русские порты», а в 9:36 -
«Очень срочно». Согласно 9:23 от 4-го. Конвою рассредоточиться».Ответственность за это решение лежала, конечно же, на плечах Первого Морского Лорда. Но должно быть ясно, что столь важное решение было принято им не сразу.[35] Он и военно-морской штаб ранее обсуждали проблему во всех ее аспектах, но воспоминания не единодушны относительно того, была ли тогда выражено какое-либо возражение. Известно, что заместитель начальника штаба ВМФ (вице-адмирал
Мур указал, что, если конвой должен был рассредоточиться, он должен сделать это в ближайшее время, потому, что чем дальше на восток он пройдет "тем меньше останется морского пространства, на котором он мог бы рассредоточиться".