... ясно, что по вопросу об эксплуатации вам сказать нечего или вы сознательно его стараетесь запутать.
Марксисты и их гуру умышленно сузили сферу действия так называемой эксплуатации до удобных границ борьбы с ней. На чем все вместе и погорели.
Существует ли в природе эксплуатация и ее каковы критерии?
Критерий или единица измерения? О критерии в принципе можно договориться. Нпример гламур или стильность в природе сущетвуют? О их критериях я слышал где-то, кто-то с кем-то умеет договориться. Про эксплуатацию я такого не слышал. Назначение явления и его критерия явочным порядком при наличии частной собственности на средства производства и отмена его при ликвидации таковой так же явочным порядком попахивает гандовой условностью данного как бы явления.
Есть термин касающийся машин, природы, каких-то ресурсов и он тоже - эксплуатация. Но в этом случае речь идет об объектах не обладающих волей и свободой выбора. Оправдано ли точно таким же термином обозначать готовность разумного, обладающего свободой воли, человека участвовать на двусторонне договорных началах в том или ином хозяйственном процессе. При этом договорность мера вынужденная, ибо общество перестало быть стуктурированым по родственным и клановым признакам, где доминировали несколько иные начала.
В принципе тут варианта два. Первый - лишить (условно, разумеется,) в случае возникновения означенных договорных отношений человека свободной воли и рассматривать его как часть природы или некоторый ресурс. Тогда правомерен термин эксплуатация применяемый к этим объектам. Второй - обозначить ЛЮБОЙ ТРУД - этим термином вне зависимости от распределения ролей в хозяйственной деятельности. Будь то работа на хозяина, на государство, в том числе как бы народное, или на самого себя на собственной грядке ради собственного прокормления. В конце концов жрать, спать и уклоняться от неблагоприятных условий окружающей среды нас принуждает наша биологическая природа, то есть эксплуатирует наши ресурсы, возможности и авыки против нашей воли. Уж обобщать так до самого дна до исходной потребности.