– Ну вот Вы опять скажете, что «сущность у меня склочная», ну а как я могу с Вами согласиться, когда Вы не понимаете, что субстанции не воспринимаются, они мыслятся. Вот мою «склочную сущность», к примеру, Вы мыслите или «созерцаете»?
Вашу склочность я мыслю, но клавиши, которые нажимаю, чтобы об этом написать воспринимаю как субстанцию.
– Ну поймите же, наконец, хотя бы то, что сами пишете: клавиши и моя сущность – разве это одно и то же? Субстанцию же как сущность клавиш тоже никак созерцать нельзя, можно лишь умозаключить, что она представляет собой часть пространства, заполненного определенным веществом (пластмассой?), однако, отвернувшись в другую сторону, Ваше зрение уже перестает созерцать клавиши как объект, но ум Ваш может представить себе их находящимися на том же месте, в том же положении.
– О, Бергсон, был бы человек, а статья найдется. Когда-то была, к примеру, 58-я, потом сделали 70-ю, а сейчас не знаю, какие у вас там номера пошли.
Тогда, раз пошла такая пьянка, зачем же про газеты только говорить? Давайте уже заявим, что в СССР было полное беззаконие и сажали, как моча в голову стукнет.
– Почему «полное»? По понятиям жили, даже и закон был, правда, он что дышло, – куда повернешь, туда и вышло.
– А что, христианство для Вас только в «православном» виде существует?
Ну, вы так упорно не отвечали Выкресту, если мне не изменяет память, что и мёртвый заподозрил бы вас в симпатиях православию.
– Изменяет, Бергсон. Во-первых, не Выкресту, а Кулову, во-вторых, не «не отвечал», а наоборот, спрашивал: на каком основании он пришел к выводу, что я «православный», а он таки действительно упорно не отвечал, и в третьих, самое главное: меня не нужно «подозревать» в симпатиях к православию, ибо это так и есть. Мне во многом близка православная мистика, философия, культура, тем не менее, я был крещен не по православному обряду. В христианство я вошел через Иерусалимскую Мессианскую общину, которая придерживается экуменистского направления, вот ее сайт:
http://www.yeshua.co.il/ Свои собрания эта община проводит в Экуменистском институте Тантур, созданном под эгидой Ватикана. Во, как оно интересно оказывается! Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. Но дело не в этом. Многие сейчас хотят подменить веру в Христа, верой в Церковь. Причем, известно, что нет никакой уверенности и гарантии в том, что Церковь не могут прибрать к своим рукам люди весьма далекие от Бога, а возможно, даже антихрист, о чем предупреждал и сам Иисус, а Церковь, как и любая партия, любая организация, всегда будет отражать интересы тех, кто ею владеет. Поэтому христианин верить может только Богу, а попам – доверяй, но проверяй. Конечно, нет христианства без Церкви как единого духовного братства верующих, но Вселенская Церковь Христова еще с колыбели христианства состояла из множества автокефальных общин, отличающихся и своими уставами, и даже какими-то нюансами вероисповедания. Это не должно мешать всем христианам быть братьями.
– Это Ваша собственная интерпретация, процитируйте точно мои слова.
Я говорю (допустим): «Бог есть откровение».
Бергсон возражает: «это не сам бог».
Тогда я спрашиваю: «Ну и каков же, по-Вашему, должен быть «оригинал»?
– Вот чудак человек! Ведь специально же написал ему: «допустим», ибо в действительности я этого не допускаю и никогда не допускал.
Вы, Бергсон, путаете конкретное с абстрактным. Либо Вы судите о Боге как о конкретном объективном феномене, тогда нужно апеллировать к самому Феномену, либо судите об отвлеченном понятии с чужих слов, тогда Вы уже не вправе апеллировать к объективной реальности.
Давайте заменим термины буквами:
Бог = А
Откровение = B
Теперь забудьте, что означают эти буквы, ибо для строгой логики это не имеет никакого значения, и прочитайте рассуждение в таком виде:
Баландин сказал: «A есть B».
Бергсон возражает: «Это не само A», иными словами, «A не есть B».
Баландин спрашивает: «Тогда каково должно быть настоящее A»?
Бергсон отвечает: «Об A я сужу со слов Баландина».
Но, по словам Баландина, «A есть B».