ОФФТОП
ход событий
8 апреля 1970 г., на 52 сутки похода, в 22.30 при пл всплывала с глубины 140 метров на сеанс связи. Почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3-м отсеке и в труднодоступном месте 7-го отсека из-за короткого замыкания в кабельных трассах произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 лодка всплыла. Очаг возгорания в 3-м отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3-го отсека был выведен 4-й отсек. Очаг пожара в 7-м отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7-го отсека был выведен в 8-й отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, пл лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7-м отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 мин. после всплытия личный состав пульта ГЭУ, не занятый в управлении, был переведен в 6-й отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6-м отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и погиб весь состав первой смены: инж.-кап. 3-го ранга Хаславский В.Г., инж.-кап. л-т Чудинов А.С., ст. инж. л-ты Шостаковский Г.В. и Чугунов Г.Н. Аварийно-спасательный люк 8-го отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять давление воздуха в 8-м отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3-й и 4-й отсеки, при этом потушили вновь возникшее возгорание в 3-м отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст. 1 статьи срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат.
9 апреля 1970 г. весь личный состав 4-го отсека выведен на мостик через 3-й отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст. 1 статьи Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8-го отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние оставалось неизвестным. Лодка лежала в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с 3-го по 9-й. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть – на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел его в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман самостоятельно вышел на верх. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт, канадское судно обошло пл по дуге и, развернувшись на прежний курс и не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.