Посмотрели, вспомнили, сделали вывод, что все так, как и должно быть.
Ага-ага, как же. +@>
Вспоминаем школьную физику. Лабораторная работа по определению центра масс предмета.
Для упрощения работы берут кусок картона неправильной формы с вырезанными дырками. Задача: найти центр масс. Вот для того, чтобы его найти, нужно использовать отвес и отрисовывать прямые линии на поверхности картона. В точке, где эти линии пересекаются, и находится центр масс.
А теперь представим себе не двумерный, а трёхмерный объект совсем неправильной формы. К тому же имеющий множество полостей, состоящий из множества частей различной плотности. Более того, в каждый момент времени неизвестно, каким именно образом располагаются некоторые его части внутри полостей. Но хуже всего то, что невозможно использовать силу тяжести, ибо её нет. А надо найти центр масс.
Для чего нам знать центр масс? А надо смоделировать ситуацию из клипа. Импульс пары двигателей ориентации в противоположных направлениях приводит только к развороту корабля, но не к смещению его в видимой плоскости. Потом встречный импульс такой же точности (очевидно это другая пара двигателей ориентации, противоположная первой) для гашения вращения до полной остановки. И опять нет смещения в видимой плоскости.
Далее таким же образом задействуются ещё четыре (!) других двигателя, которые разворачивают и останавливают корабль в другой плоскости, причём опять без смещения в видимой плоскости!
Но и это ещё не всё. Все эти эволюции происходят с интервалом в несколько секунд!
Удивительная точность, даже совсем невероятная для современных космических систем! Надо ли добавлять, что без совершенно точного исчисления центра масс этого сооружения и соответственно без точнейших изменений в количестве и продолжительности выдаваемого импульса всеми задействованными в данном уникальном эксперименте восемью (!) двигателями ориентации в 1969 году (!) мы обязательно увидели бы смещение корабля в видимой плоскости.
Поэтому клип - лажа. Художественное вопрощение технических грёз Стенли Кубрика.
А как должно было бы быть на самом деле.
Поставим себя на место конструкторов космической техники и создателей систем стыковки космических кораблей в условиях невесомости. Нужно ли им совершенно точно вычислять этот центр масс? Конечно же нет, ибо для коррекции отклонений в процессе стыковок существуют ручные системы управления, допускающие в момент стыковки некие максимальные значения относительной скорости и угла соприкосновения стыковочных узлов двух космических кораблей. И двигатели ориентации, включаемые и выключаемые в условиях невесомости, обязательно вызывают смещения корабля в различных плоскостях, чему мы неоднократно были свидетелями при показе процессов стыковки в реальных космических полётах.
Но то - сейчас. А нам кое-кто хочет навешать лапши, что в 1969 году вдруг существовала и безотказно работала более совершенная система, изображённая в обсуждаемом мультике...