Ага-ага, как же. +@>
Вспоминаем школьную физику. Лабораторная работа по определению центра масс предмета.
Для упрощения работы берут кусок картона неправильной формы с вырезанными дырками. Задача: найти центр масс. Вот для того, чтобы его найти, нужно использовать отвес и отрисовывать прямые линии на поверхности картона. В точке, где эти линии пересекаются, и находится центр масс.
А теперь представим себе не двумерный, а трёхмерный объект совсем неправильной формы. К тому же имеющий множество полостей, состоящий из множества частей различной плотности. Более того, в каждый момент времени неизвестно, каким именно образом располагаются некоторые его части внутри полостей. Но хуже всего то, что невозможно использовать силу тяжести, ибо её нет. А надо найти центр масс.
А зачем нам вообще его искать? Системы ориентации и стабилизации никогда и никаких центров масс не ищут. Появилось отклонение - подается команда на компенсацию и возвращение. Делов то. Зачем огород то городить?
Для чего нам знать центр масс? А надо смоделировать ситуацию из клипа. Импульс пары двигателей ориентации в противоположных направлениях приводит только к развороту корабля, но не к смещению его в видимой плоскости. Потом встречный импульс такой же точности (очевидно это другая пара двигателей ориентации, противоположная первой) для гашения вращения до полной остановки. И опять нет смещения в видимой плоскости.
А с чего бы ему быть то, смещению в видимой плоскости, когда два двигателя на противоположных сторонах его компенсируют, и возникает лишь вращающий момент?
Но и это ещё не всё. Все эти эволюции происходят с интервалом в несколько секунд!
А должно быть сколько? Три дня?
Удивительная точность, даже совсем невероятная для современных космических систем! Надо ли добавлять, что без совершенно точного исчисления центра масс этого сооружения и соответственно без точнейших изменений в количестве и продолжительности выдаваемого импульса всеми задействованными в данном уникальном эксперименте восемью (!) двигателями ориентации в 1969 году (!) мы обязательно увидели бы смещение корабля в видимой плоскости.
Надо добавлять обязательно. А заодно и указать по какой причине оно возникнет.
Поэтому клип - лажа. Художественное вопрощение технических грёз Стенли Кубрика.
Палюбому! Все обман, и Земля плоская и Антарктиды не существует. Художественные воплощения грез художников.
Поставим себя на место конструкторов космической техники и создателей систем стыковки космических кораблей в условиях невесомости. Нужно ли им совершенно точно вычислять этот центр масс? Конечно же нет, ибо для коррекции отклонений в процессе стыковок существуют ручные системы управления, допускающие в момент стыковки некие максимальные значения относительной скорости и угла соприкосновения стыковочных узлов двух космических кораблей.
Так нужно вычислять центр масс или уже не нужно? Вованчик, что то вы уже и сами себя запутали.
?
И двигатели ориентации, включаемые и выключаемые в условиях невесомости, обязательно вызывают смещения корабля в различных плоскостях, чему мы неоднократно были свидетелями при показе процессов стыковки в реальных космических полётах.
Обязательно? Точно вызывают? Покажите хоть одно смещение, а! Ну пожааалуста! А то я уже штук 15 стыковок посмотрел и ни одного смещения так и не увидел.
Но то - сейчас. А нам кое-кто хочет навешать лапши, что в 1969 году вдруг существовала и безотказно работала более совершенная система, изображённая в обсуждаемом мультике...
Не, в мультике показано не это. А вообще по официальным данным нам хотят навязать, что эта система существовала и работала гораздо раньше, и даже на советских кораблях. Кругом обман!