Биолог Владимир Фуралев о первой в России защите диссертации по теологии.
Без споров, дискуссий и почти без критики прошла в четверг первая в России защита кандидатской работы по теологии, вызвавшая немало споров между противниками новой научной дисциплины и ее сторонниками. Это мероприятие не стало неожиданностью — Президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология» еще в октябре 2015 года.
На защиту была вынесена кандидатская диссертация декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерея Павла Хондзинского. Тема диссертации — «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского».
Защита проходила в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия в центре Москвы. Весь день накануне пресс-служба аспирантуры не могла решить, пускать ли на мероприятие корреспондента «Газеты.Ru», и уже вечером остановилась на варианте «не пускать», сославшись на отсутствие мест в зале.
Мест в зале не нашлось еще нескольким журналистам, в том числе корреспонденту «Новой газеты», которая успешно аккредитовалась за три дня до этого.
Основных претензий в отрицательных отзывах было несколько. Главные претензии касались как раз методологии, к которой диссертант среди прочего отнес «личностный опыт веры и жизни теолога» — это и стало главной претензией со стороны ученых, имеющих традиционное и ясное представление о методологии в науке.
«Мы полагаем, что такой подход противоречит нормам научного исследования, принятым в том числе системой государственной аттестации научных работников, — написал в своем отзыве Юрий Панчин, завлабораторией в Институте проблем передачи информации. — Для нас важно, что использование «личностного опыта веры и жизни теолога дискриминирует исследователей и специалистов, проводящих научную экспертизу в государственных институтах и комиссиях, которые не имеют требуемого опыта веры...
Является ли мой «личностный опыт веры» в Деда Мороза в детстве достаточным для соблюдения указанного требования?»
В упрек отцу Павлу Панчин поставил и отсутствие в диссертации слов историка Сергея Соловьева, который называл митрополита Дроздова (Филарета) «испроченным», деспотом, обскурантои и завистником.Тривиальными назвал выносимые на защиту положения диссертации Владимир Алешин из НИИ Белозерского МГУ. «В автореферате нет разделения результатов на полученные путем применения общепринятых научных методов и на зависящие от опыта веры и жизни теолога», — вторит он первому рецензенту. Упрекнул он диссертанта и в ссылке на работу, опубликованную в сборнике, якобы входящем в список ВАК, который на самом деле ваковским не считается.
Читать далее...